Мьянма - история и люди


Исторический процесс формирования населения современной Мьянмы включал три крупные волны миграции, растянувшиеся более чем на тысячелетие. В итоге этносы, продвигавшиеся на юг, осваивали обширные плодородные низменности, где ныне проживает подавляющее большинство бирманцев. Первые мигранты, имевшие мон-кхмерские корни и родственные кхмерам Камбоджи, осели на землях к востоку от Иравади. Правда, впоследствии они были большей частью ассимилированы новыми переселенцами. Ныне на территории Мьянмы насчитывается всего несколько сотен тысяч их потомков. Язык монов имеет черты сходства с малайско-полинезийскими и меланезийскими языками Океании. Около 900 завершилась вторая волна миграции. Ее образовали народы тибето-бирманской группы, которые составили этническую основу для двух третей современного населения страны. Бирманский язык, подобно китайскому, моносиллабический и политональный, близок к тибетскому, но его письменность заимствована из пали – языка, который в Индии служил для создания традиционных религиозных буддийских текстов. Третья волна миграции включила многие малые народы, которые ныне населяют возвышенные и горные районы, окаймляющие с востока основные аллювиальные равнины. Среди этих народов по численности выделяются шаны (ок. 9% населения Мьянмы), живущие преимущественно в национальной области Шан, и карены (ок. 7%), сосредоточенные в национальных областях Кая и Карен, а с недавних пор также местами в дельте Иравади. И шаны и карены говорят на языках, близких к распространенным в Таиланде. У шанов есть своя письменность, которая, однако, имеет ограниченную сферу применения. В западных и северных горных районах проживают другие этносы тибето-бирманской группы. Чины (ок. 1% населения страны), родственные народам мизо и куки Ассама, сосредоточены в национальной области Чин вдоль границы с Бангладеш и Индией, а также по долине р.Чиндуин в ее среднем и нижнем течении. Различные объединения качинов (более 1% населения страны) приурочены к горам, которые простираются с севера области Шан до Ассама. Качины продолжают осваивать самые северные горные местности Мьянмы, проникая туда из Тибета и провинции Юньнань в Китае. После того как Мьянма обрела независимость, национальные меньшинства стали источником внутренней нестабильности. Их противостояние бирманцам вызвано стремлением сохранить свое этническое, языковое, культурное и религиозное своеобразие. Поэтому в качестве условия своего вхождения в Бирманский Союз самые многочисленные из малых народов выдвинули требование о том, чтобы конституция 1947 гарантировала их право на отделение по прошествии оговоренного срока. Показательно, что карены играли ведущую роль в вооруженных восстаниях, прокатившихся по стране после 1948. Мятежники потерпели серьезное поражение в 1950, но в стране так и не установился мир. Волнения вновь вспыхнули после военного переворота, совершенного в 1962 генералом Не Вином и направленного главным образом против попытки У Ну достичь договоренности с национальными меньшинствами. Повстанцы не прекращали боевые действия и в 1990-х годах. В первые годы независимости в стране насчитывалось до 1,5 млн. индийцев, пакистанцев и китайцев, прибывших в то время, когда Бирма была английской колонией. Многие из них заняли прочные позиции в торговле, на гражданской службе, в свободных профессиях и ростовщичестве. Поднятая правительством кампания против иностранцев вынудила наиболее преуспевавших из них покинуть страну еще в 1960-е годы. В результате в 1973 в стране оставалось не более 0,5 млн. индийцев и пакистанцев и ок. 280 тыс. китайцев. После улучшения отношений с Китаем и открытия границы для официальной и считавшейся прежде контрабандной торговли численность китайцев и масштабы их деятельности резко возросли, особенно на севере страны – от Мандалая до границы с КНР.
Источник: www.prikluchenie.ru




Подобрать тур Свернуть

RusAdventures.ru

Вы ищите интересный тур?

Заполните форму заявки и туркомпании сами подберут тур по Вашим пожеланиям!

Это просто, быстро и удобно!

Заполнить заявку