Отчёт о водном походе по рекам Лоймола - Тулема в мае

  • Гальченко О.

Поход был организован и проведён в рамках Школы водного и пешеходного туризма Базового уровня с блоком инструкторов-проводников спортивно-туристским клубом «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. Поход являлся зачётным для студентов водного отделения школы. В походе в целях комплектации экипажей также приняли участие Телицына Ольга Владимировна и Андреенкова Любовь Александровна, вместе со студентами школы посещавшие в зимний период тренировки в гребном бассейне и в весенний период на пороге в посёлке Лосево и на р. Волчья (Ленинградская область, Приозерский район). Руководитель – Фёдорова Мария Владимировна.
Инструкторско-преподавательский состав:
Старший инструктор водного туризма Фёдорова Мария Владимировна,
Инструктор водного туризма Фёдоров Николай Васильевич. Поход проходил в районе Южной Карелии (Северного Приладожья) на территории республики Карелия в Российской Федерации.

1.Общая смысловая идея похода:

Поход носил учебно-тренировочный характер и являлся зачётным походом для студентов водного отделения школы водного и пешеходного туризма с блоком инструкторов-проводников базового уровня, поэтому к выбираемому маршруту были предъявлены следующие требования:
маршрут должен проходит в транспортно легко доступном регионе
маршрут должен полностью отвечать заявленной категории сложности
маршрут должен быть автономным;
маршрут не должен пролегать в погранзоне;
на маршруте не должно быть переездов с использованием автотранспорта с одной реки на другую
на маршруте не должно быть в сроки майских праздников много других туристских групп
Всем этим требованиям в полной мере отвечал выбранный нами маршрут р. Лоймоланйоки – р. Тулема. Река Тулема посещается туристами редко. Доступных лоций и отчётов о сплаве по этой реке мало, в основном они все уже устарели. Таким образом, задачей студентов школы было составить актуальную лоцию этой реки. Нижнее течение реки Лоймоланйоки, несмотря на популярность у туристов её верхней части, также описано в доступных лоциях скудно и с ошибками.

2. Варианты подъезда и отъезда:

Заброска:
Из Санкт-Петербурга наиболее логично ехать поездом № 350АА Санкт-Петербург – Костомукша. Поезд отправляется с Ладожского вокзала в 18:16 и прибывает на ст. Лоймола в 02:40.
Внимание: поезд ходит только по понедельникам, средам и пятницам
От станции до поляны стапеля вдоль ж/д путей нужно пройти около 400 м.
Для жителей других городов возможна автомобильная заброска из Лодейного поля и Петрозаводска, через которые проходит больше поездов, направлением на г. Мурманск
Выброска:
Поход можно закончить прямо в посёлке Салми, откуда удобнее всего уезжать на автомашине.

3. Аварийные выходы с маршрута:

Аварийный выход с маршрута возможен на с реки Лоймоланйоки по грунтовой дороге, идущей по ПБ Лоймоланйоки на отдалении не более 2 км обратно в пос. Лоймола. Также сойти можно на мосту дороги, ведущей из деревни Колатсельга на Сортавала. На мосту берёт мобильная связь.
Вдоль реки Тулема проходит грунтовка по ЛБ, но на достаточно большом расстоянии от реки. Ведёт она обратно в деревню Колатсельга, проходит через обе ГЭС. На ГЭС-1 постоянно живут работники, в домике на ПБ.

4. Изменения маршрута и их причины:

Маршрут прошёл без изменений.
День 1 - 04 мая (суббота)
Выгрузились из поезда на станции Лоймола в 2-40, поезд стоит 1 мин. Мы в неё уложились, выгружаясь в 2 тамбура. Выход на левую сторону по ходу движения. Далее прошли по ходу движения поезда ок. 400 м и поставили лагерь на орографически левом берегу Лоймолы, между ж/д и автомобильной дорогой. В 3-15 уже все легли спать. По дороге ездят местные автомобили, возможны кражи, ранее были прецеденты, но в этот раз проблем не было, хотя машины проезжали и даже останавливались неподалеку. Дрова есть - ниже ж/д моста по течению лес.
Подъем в 7-30 всей группы, начало стапеля судов. Завтрак, завершение стапеля и сборы. Во время стапеля подъехал пограничник, восхитился наличием списка группы. Похвалил за организованность и предупредил о начале сезона охоты (в лесу по его словам «стреляют дикие москвичи»). Оставил телефоны, по которым к ним можно обратиться в Суоярви (8-81457) 59-108 и 59-159.
Выход в 11-30. Сначала река петляет по болоту, реку пересекает ЛЭП - 3 раза, около 2 км шивер нет. После последней ЛЭП начинаются быстротоки, мелководные шиверы, завалы. Особо выделяется шивера с наледями по берегам, где на выходе - на резком повороте влево посередине струи стоит полуобливной камень. Обойти можно с обеих сторон, на камень тащит. Далее следует шивера с заломом на 2/3 русла, где прохождение возможно только впритирку к ЛБ. Там очень узко, торчат зубья, катамаран помещается с трудом. К4 «Пингвин», уходя от камней, фактически выбросился на берег, после чего сделал телемарк.
Дальше до деревянного моста следует несколько легких шивер. В каждом препятствии вперёд проходил один из К4, после чего по рациям сообщал остальным судам особенности движения. Группа полностью собиралась под препятствием, только после этого продолжала движение по реке.
До деревянного моста около 6 км. Шли их с учетом встречного ветра 1час 45 минут. Мост низкий, обнос по ПБ короче (50 метров), по ЛБ длиннее, но удобнее (около 120-150 метров). Совместили обнос с обедом.
Вышли на воду в 14.45. Сначала идут быстрины, затем хороший ориентир – остров (через примерно 1 км), левая протока завалена бревном, проход справа. За островом в 150-200 м «Ледяная шивера». Видно заметное сужение, наледи по берегам, издалека видна расческа по ПБ (обходится легко), но за ней в 20-30 метрах свисает еще расческа с ЛБ, под которую можно влететь. На выходе из шиверы - полуобливной камень слева, обходится ближе к ПБ. Эту шиверу все проходят сходу, о чём свидетельствует отсутствие тропы осмотра. Но из-за маленькой ширины реки в препятствии существует опасность образования завалов и заломов, не видных за левым поворота реки во второй половине шиверы.
За шиверой практически сразу вход в оз. Саммаллампи. Выход из озера слева. На озере и перед ним есть хорошие стоянки. Довольно быстро после выхода из озера начинаются шиверы, река разделяется моренной грядой. Далее начинается заболоченный участок около 1 км.
За ним длинная, около 500 м, шивера вдоль узкой моренной гряды, поросшей берёзами, (проход слева). Потом сразу виден остров, являющийся ориентиром порога «Веер», 3 к.с. На дереве по ЛБ есть табличка с названием порога, сделанная карельскими скаутами (лист А4 с напечатанным названием порога, запаян в прозрачный «файлик», соответственно табличка недолговечна).
Осмотр порога по ЛБ, там же обнос при необходимости. Есть стоянки на пороге. После прохода входной шиверы у ЛБ суводь, в которую удобно чалиться. Приняли решение встать на пороге, так как К4 «Пингвин» подрал силовую оболочку левого баллона ещё в «Ледяной шивере», а на К4 «Синица» начали травить кормовые сидушки (хотя на тренировочных выездах всё было в порядке).
Порог проходили без вещей, выставили страховку морковкой с ЛБ за выходной шиверой. Также была организована фото и видео съемка. Экипаж К4 «Пингвин» проходил порог на К4 «МКТ», который занесли для этого по ЛБ. Все прошли успешно. Далее проводился ремонт и ужин.
Подошла группа туристов на байдарках, частично прошли порог, встали на соседней стоянке.

День 2 - 05 мая (воскресенье)
Вышли в 9:30.
Прошли выходную шиверу порога «Веер». Далее следует несколько простых шивер. Можно пройти по протоке (заметная, уходит вправо) и срезать, не заходя в оз. Хихъямюслампи. Протока узкая, но без течения, более иди менее просматривается с точки захода. После слияния протоки с основным руслом, небольшая шивера. Далее практически до Корпиярви препятствий нет, есть стоянка на мысу ПБ недалеко от выхода в озеро. На самом озере стоянки есть.
После пересечения озера необходимо преодолеть остатки моста с быстротоком и камнями, после чего сразу виден заход в порог «Ядрена Вошь», чалка для осмотра к ПБ. Стоит осмотреть. Порог проходился по очереди, была выставлена страховка морковкой и фотосъемка. В 11-15 вышли с порога. Далее прошли незначительные шиверы. Выделялась шивера с островом.
Преодолели оз. Сариярви, на котором 2 острова обходили слева, затем один справа и вошли в речку. Из озера Сариярви можно совершить волок на реку Уксунйоки.
Практически сразу после входа обратно в реку видна заходная шивера в порог «Цис». Его можно осмотреть по ПБ, он похож на порог «Ядрёна Вошь», сложность – 2 к.с. За ним идёт череда коротких плёсов, перемежающихся шиверами, которые постепенно усложняются к порогу «Табун».
По большой воде в шиверах в основном, - валы, по падающей обнажаются зубья.
Перед порогом «Табун» после резкого правого поворота, на котором расположена шивера 2 к.с., необходимо на быстротоке зачалиться к высокому правому берегу. Можно потренировать экипажи в искусстве чалки. Порог «Табун», 3 к.с., обязательно нужно просмотреть, потому что от уровня воды зависит наличие камней в струе и линия движения, сила прижима, и т.п.
На пороге есть две тропы: вдоль самого берега у порога – для осмотра и по лесу через макушку сельги для обноса, в основном каркасно-байдарочных групп. Проходили «Табун» по очереди, осуществляли страховку с берега и с воды, вели фото и видеосъемку. После прохождения пообедали. Вышли с обеда в 15-29.
Далее идут 2 интересных шиверы, после которых начало одного из существующих волоков на реку Уксунйоки. На правом берегу есть небольшая полянка, видная с воды, на дереве висит красная метка.
После третьей шиверы справа красивые скальные выходы. На них ещё не растаяли остатки ледопадов.
Далее плёсы и выход в озеро Карилампи. С него начинается целая серия озёр. Есть стоянки по ПБ. На выходе из оз. Карилампи очень живописное сужение. Справа подходит дорога. Далее проход через Кариярви и Кайтоярви (направо), по ПБ опять есть стоянки. Налево уходит озеро Оравоярви, туда сворачивать не надо.
К этому моменту начался холодный дождь и на удивление попутный северный ветер (со следующего дня ветер, как обычно, дул встречный). При выходе в озеро Хисъярви мост низкий, в некоторые годы по весеннему паводку может быть непроходимым. Перед мостом есть несколько хороших стоянок, далее по ходу движения стоянок нет. Затем озеро переходит в реку, и на протяжении 3 км стоянок нет, берега заболоченные. Но т.к. было уже поздно, а сведений о хороших стоянках на следующем озере - Калаярви не было, то до озера доходить не стали. Нашли, точнее, оборудовали, стоянку на ЛБ: на берегу сосны, берег болотистый, но не топкий, через 20 метров в глубине леса –возвышение с ровной полкой, на котором и встали в 17-40. В 30-ти метрах в глубине леса проходит старая колея. За день пройдено около 25 км.
Погода: пасмурно с прояснениями, после обеда кратковременные дожди.

День 3 - 06 мая (понедельник)
Вышли в 9:45.
Погода солнечная, ветер встречный. До оз. Калаярви никаких препятствий нет, стоянок тоже нет. В озере есть одна хорошая стоянка по ПБ после выхода во вторую часть озера. Когда мы проходили мимо стоянки, там стояли рыбаки.
Далее до озера Ивкожского плесы. На озере Ивкожское есть хорошая стоянка в соснах на ЛБ, от которой 6 км до пос. Колатсельга по дороге (аварийный выход). Первая же шивера после озера – входная в порог «Осиновый» каньон, 3 к.с..
Чалка перед шиверой к ПБ для осмотра. Пришли туда в 11:45. Порог начинается разгонной шиверой с заметным для Карелии уклоном, далее резкий поворот налево и сильный прижим к ПБ на скальный обломок, струя сильная. Далее около 5 валов 1-1.5 м (наши носовые интересовались подсчетом валов, им нравилась эта гидродинамическая структура), потом выходная шивера. Закончили прохождение порога в 13:15.
Сам прижим в пороге опасный, требует обязательного осмотра. Проходить нужно, заранее прижимаясь к ЛБ.
За порогом следуют быстротоки, далее расширение русла и острова, после чего идут шиверы 2 к.с., которые переходят в очень красивый «Последний» порог. Идётся он несложно, вдоль ПБ, но впечатляет своей красотой в виде скального обломка, по середине струи, а также таёжных обрывистых берегов и на майские праздники непременного снега по краям.
После шиверы - разлив и автомобильный мост дороги из деревни Колатсельга на город Сортавала, перед мостом стоянка на ЛБ, там мы пообедали. Стоянка пригодна для разбора судов в случае, если группа планирует здесь закончить маршрут или переброситься на другую реку, и не идти реку Тулема. Ночевать здесь не стоит.
Вышли с обеда в 14:45. Под мостом быстроток, затем следуют несколько шивер до слияния с Тулемой. После входа в Тулему берега поднимаются, следует ряд плесов, затем 2 шиверы с валами от 0,7 до 1 м. На ПБ есть стоянка, но туда подходит съезд от шоссе. Далее порог «Деревянный», 2 к.с. – широкая мощная шивера с валами до 1 метра. Характерный ориентир – остров (каменная гряда). Затем идут плесы.
Не доходя 200 м до скал, отмеченных на карте и уже видимых впереди на ЛБ (на правом повороте), есть грязная стоянка по ПБ около лесовозной дороги. Сразу после этой стоянки через 50м правый берег понижается и переходит в длинный и узкий мыс, на котором не получится ткнуть ни одной палатки, и даже пешком не пройти, хотя в предыдущих лоциях указано, что стоянка напротив скалы.
Вставать в куче мусора около лесовозной колеи нам не захотелось. Сфотографировавшись с табличкой, установленной в память о бойцах Красной Армии поисковым отрядом из Ногинска у самой воды под первым же скальным зеркалом, мы прошли ещё около 2 км ниже по реке и встали на ЛБ у места, где в Тулему впадает маленький шумный водопадик, не отмеченный на карте. Оборудованной стоянки там не было, только кострище. Наша группа место разведала, оно нам по красоте очень понравилось, кострище оборудовали. Есть скальные спуски для купания и подхода к воде, дров – хоть руками вали, водопадик шумит очень романтично. Там мы и встали в 16:50.

День 4 - 07 мая (вторник)
Вышли в 10:00.
Сначала идет длинный прямой плес. На нём у нас дул встречный ветер, погода пасмурная, но не слишком холодно, около 10-12 градусов. Из-за встречного ветра греблось тяжело. После поворота направо появились первые несложные шиверы, 2 шт, их мы ждали с нетерпением, они отмечены на карте, по ЛБ высокие скалы.
Затем следует длинная s-образная шивера «Кайфовая», 2 к.с. с валами до 1 метра, длиной около 400 м. Далее еще одна динамичная шивера, 2 к.с., длиной около 300 м.
Потом следуют плесы, по ПБ мыс с «бомжатником», украшенным бордовым ковром с золотым рисунком – несколько сооружений, собранных из подручных материалов, включая тряпки. Дальше опять длинный плес.
Затем, не доходя около 1,5 км до остатков моста на карте отмечен порог (урез 45,2) – это препятствие мы назвали шивера «Портки». Проход по правой протоке («штанине»), ориентир – серый утес по ЛБ, в который упирается река. Левая штанина «дырявая» (мелко и зубья). К4 «МКТ» прошел первый, зачалился в суводь и проводил фотосъемку.
До моста больше ничего не было. Мост давно разрушен, видны только подходящие насыпи. На ЛБ перед мостом есть остатки не лесосплавных и не туристских, а, похоже, начинавших строится и брошенных сооружений из березовых бревен. От этой подпорной стенки, уходящей в воду, до остатков моста 150 метров. В районе моста быстроток, над остатками моста - стоянка с баней по ЛБ. За быстротоком еще стоянка по ЛБ, там мы пообедали.
Со стоянки открывался прекрасный вид на предстоящий нам плес, дул встречный ветер. Последние обстоятельства привели нас к идее создания «Полундры», она же «Дракон», она же «Электричка». С помощью березовых дрынов по 6-8 м длиной мы соединили последовательно 3 катамарана в один большой 12-ти местный «Дракон». Так как ранее наш руководитель нашла в кустах спасательный круг, судно было оснащено по всем правилам безопасности – инспекторы ГИМС были бы довольны.
Несмотря на встречный ветер, средняя скорость (не максимальная) составляла около 6,5-7 км/ч. Пробовали разогнаться на плёсе, после 8,9км/ч наши связанные суда начали «гулять» и искривляться. В конце длинного прямого участка после 2х островов наша «Электричка» преодолела широкую несложную шиверу с небольшой бочкой на входе. На карте препятствие отмечено. Шивера имеет s-образную форму, по сложности не выше 1,5 к.с., но в конце выходит каменная гряда по ЛБ.
Наши собранные в «Полундру» экипажи получили интересный и положительный опыт управления таким своеобразным судном в струе. Далее следовали плесы, а то, что обозначено на карте как «пор.» – всего лишь незначительные быстротоки. Встали по графику в месте впадения притока Исокивиойя (Большой каменный ручей, карельск.). Раньше есть возможность встать, но выраженных хороших стоянок нет.
На месте слияния по ПБ - неплохой высокий мыс с удобной чалкой даже для нашего супер-судна. В 16-00 мы уже выполнили нашу дневную норму, благодаря такому судну. Групп на реке мало, берега не вытоптаны, дров много. Бобры мешают спать по ночам: ныряют с берега.
Погода: утром пасмурно, затем солнечно, сильный ветер.

День 5 - 8 мая (среда)
Вышли в 9:40. Так как далее следовали многокилометровые плесы, решили продолжить двигаться «Электричкой».
Средняя скорость движения = 6,5 км/ч, максимальная – 10 км/ч, скорость течения около 2 км/ч, встречный ветер 3-5м/с. Немного разболтались вязки, судно слегка искривилось, управлять стало сложнее.
Далее явно выраженных стоянок нет до впадения ручья Пиеникивиойя (Малый каменный ручей, карельск.), где на ПБ хорошая стоянка. Далее опять плесы до ГЭС-1. Порога, обозначенного на карте как Кайтилакоски, нет. Он явно читается по острову, указанному в лоции, но, ни валов, ни бочек мы в нём не обнаружили.
Характерный ориентир ГЭС-1 – шум, слышен метров за 300. Поле по ПБ заканчивается, небольшой быстроток. Хорошая чалка для обноса по ЛБ за 20:30 м до слива плотины. Зачаливаться нетрудно. Даже детским группам можно не беспокоиться, чалка в огромный залив с хорошим выходом из воды. Залива при движении вдоль ЛБ не видно. Нужно идти вдоль левого берега и, обогнув мысок, скрывающий залив, зайти в него.
Из-за особенностей нашего судна зачалиться в заливе мы бы не смогли, поэтому, услышав шум плотины, зачалились к ЛБ, разведали по ЛБ чалку и обнос, разобрали «Дракона» и из учебных целей чалились перед плотиной по одному, выставляя сигнальщика на чалке. Обнос плотины по ЛБ вдоль самой воды по каменным плитам до конца сливов, потом прохождение выходной шиверы. На ЛБ в месте чалки неплохая стоянка. Там мы и встали. По ЛБ идет дорога, на ней чуть дальше от плотины выше по течению мы нашли камни для бани, в связи с этим полудневка была актуальна – мы сделали баню.

День 6-9 мая (четверг)
Вышли в 10:00.
Стартовали с выходной шиверы после ГЭС-1. Шивера 2 к.с., длиной 50-70 метров. Сразу за ней есть стоянка по ЛБ. Далее стоянок нет. Через 2.5 км плесов ГЭС-2. Характерный ориентир – первый быстроток. Чалка к ПБ. Можно зачалиться сразу на повороте на мысок и обноситься по дороге около 400 м, а можно зачалиться по ПБ перед самой плотиной на крутой берег (вытащить катамараны можно, если перечаливать суда по одному, а поднимать на берег будет помогать остальная группа). С этой точки обнос сокращается до 50 – 70 м. Спуск судов в обводной канал за турбинным залом. Стоянок на ГЭС-2 нет.
Перед плотиной река разделяется на 2 рукава. Оба начинаются высокими сливами с бетонных стенок. Правый рукав непроходимым. Левый рукав после слива представляет собой порог около 5кс по большой воде. Можно рассмотреть его прохождение, если стартовать ниже основного слива плотины.
Далее опять плесы. Через 2км от ГЭС-2 есть небольшая стоянка на острове, скорее рыбацкая. Судя по количеству погрызенных стволов, стоянка занята бобрами.
Далее порог «Колхозный», 3 к.с. Ориентир – ЛЭП на ЛБ и первый быстроток. После быстротока можно зачалиться на ЛБ и осмотреть порог по тропе. После быстротока уже видна входная шивера в порог. Порог протяженный за счет входной и выходной шивер. Возможности для заноса катамаранов наверх, чтобы покататься, нет. Основная часть порога – слив с большой бочкой и валами ок 1.5 м. После слива река разделяется островом, вода из левой протоки уходит в шлюз, проход слишком узкий, для катамарана непроходим.
Порог проходили по очереди, осуществляя фотосъёмку.
Далее по ЛБ есть стоянка в середине выходной шиверы прямо перед шлюзом, но она очень грязная. Еще есть стоянка сразу после окончания выходной шиверы по ЛБ на узкой косе между основной рекой и каналом со шлюзом. Недалеко от стоянки, наверху по полю проходит дорога, годная для подъезда микроавтобуса или легковой машины. Здесь удобно заканчивать маршрут.
Поставили здесь палатки, переночевали. На следующий день уехали на машинах на ж/д ст. Кузнечное, откуда до Санкт-Петербурга регулярно ходят электропоезда.

Итоги:
Наша группа прошла классический, автономный и логически понятный, но в последние годы не слишком популярный маршрут второй с элементами третьей категории сложности,
Техническая подготовка студентов за время прохождения маршрута заметно выросла. Студенты ШВТ МКТ научились «читать» струю, разбираться в гидродинамических структурах реки, принимать правильные и своевременные решения.
Учебные цели нами были полностью выполнены, все студенты ШВТ МКТ прошли зачётный поход на «отлично».
В ходе маршрута мы уточнили лоцию реки Лоймола ниже порога «Табун» и фактически заново составили лоцию реки Тулема.
Выводы:
Маршрут может использоваться в качестве учебно-тренировочного для школ подготовки кадров по спортивному туризму не ниже базового уровня. Желательно, чтобы у всех студентов был опыт участия в походах второй категории сложности. При подготовке к походу большую положительную роль сыграло посещение студентами гребной ямы и тренировок на пороге в пос. Лосево (ЛО) в октябре и апреле.
Рекомендации:
Маршрут может быть рекомендован для учебных групп не ниже базового уровня.
Также можно порекомендовать маршрут для каркасных байдарок (с возможным обносом порога «Табун», особенно реку Тулема.




Популярные регионы

Популярные статьи

Популярные виды отдыха


Индекс цитирования