Отчет о пеше-водном путешествии по Приэльбрусью

  • Федорова М.

День 1 - 3 мая 2009 (воскресенье)
Прибытие на вокзал г. Кисловодска 3 мая в 9 утра. Созвонились с водителем Русланом, подтвердили своё прибытие, для чего купили местную Sim-карту Мегафона в павильоне рядом с вокзалом.
В 10:30 – прибытие московского поезда с ещё тремя участниками. Погрузка в УАЗ и бортовую ГАЗЕЛЬ Руслана и Владимира.
По дороге Фёдоров Н. заехал на УАЗе в Поисково-Спасательный Отряд (ПСО) в здании бывшего санатория «Минутка» для постановки группы на учёт.
Адрес: Кисловодск, проспект Победы 24
Тел. отряда: 8 (87937) 207 02
Начальник - Морозов Анатолий Анатольевич: 8 (87937) 277 71
Примерно в 13:30 прибыли на мост через Харбас.
Сделали разведку ПБ.
Лагерь поставили на ПБ перед мостом. Дров мало! На дороге, ведущей на Джилысу, выше моста через Харбас обнаружили большой снежник.
Обед. Стапель. Деревья для рамы можно найти, но они кривые (берёза). К4 «Сварог» вёз поперечины с собой. У всех К2 была дюраль.
Выше моста начинается ООПТ – Национальный парк Приэльбрусье. Сплав начинается от границы парка, территорию парка не захватывает.

День 2 - 4 мая 2009 (понедельник)
Подъем в 7:00
Уровень воды по сравнению с предыдущим днем заметно упал. Проход под мостом невозможен, поэтому занесли лодки по ЛБ на 50 м ниже притока по ЛБ (по ПБ проход невозможен – там тоже впадает приток, в нашем случае перекрыт глубоким снегом).
Перечалились на ПБ, сплав был невозможен из-за габаритных непроходов. Начали проводку по ПБ до левого поворота в каньон, затем произвели частичный обнос и проводку каньона по ПБ. До устья притока по ЛБ суда вели в проводку то по ЛБ, то по ПБ. В 100 м выше устья 2го притока по ЛБ есть полка на ПБ, пригодная для обеда и стоянки для 2х-3х палаток. Весь этот участок по большей воде возможен для сплава с осмотрами и принудительными чалками перед возможными завалами и отдельными габаритными непроходами.
Выше стоянки - сложный участок: отвесная скала по ЛБ, справа – огромный камень. Ломаный слив с поворотом сначала вправо, затем влево. На левом повороте в сливе бревно. Обнос по ПБ с выходом на стоянку. Даже по большей воде, скорее всего, порог будет непроходим.
После стоянки предпринята попытка сплава, которая в связи с негабаритом, не увенчалась успехом. По большей воде этот участок до порога Жёлоб будет пригоден для сплава. В нашем случае - дальнейшая проводка по ПБ.
Чалка всех судов на ПБ после левого поворота. Ориентиром служит появление заметного уклона. Головным экипажем произведена разведка по ПБ каньона с порогом-водопадом (в некоторых лоциях «Мини-жёлоб», в нашем отчёте просто «Жёлоб»). По ПБ обнос не возможен из-за отвесной скалы. Перечалили все суда на ЛБ. Все перечалки из-за глубокой и быстрой струи с большим уклоном требовали очень большого количества времени, страховки верёвками и слаженной работы 3-х и более человек. Было уже около 18 часов, поэтому принято решение встать на стоянку на полке ЛБ на левом повороте в 150 метрах по прямой от пор. «Жёлоб».
Координаты стоянки: N 43* 34`709 E 42* 36`704 Дрова есть!
Из области анекдота: несмотря на низкий и падающий уровень воды в р. Харбас, вода была достаточно мутная. Отдельные члены группы захотели набрать более чистой, по их мнению воды, из притока по ЛБ в 150 м выше от стоянки, в результате чего каким-то образом ими был утоплен котёл. Котёл снесло в бочку на ручье Харбас, после чего двое участников, страхуя друг друга морковкой, пытались нырять в бочку, чтобы достать котёл. Котёл найден не был, участники получили строгий выговор от руководителя за всю эту затею. На счастье, у группы в распоряжении было 2 котла.
Также был произведён мелкий ремонт снаряжения: заклеена вещевая герма и днищевые швы на 2х катамаранах, пострадавшие во время проводки гружёных судов.

День 3 - 5 мая 2009 (вторник)
Подъем в 7:00. Уровень воды ещё упал.
Занос вещей по узкой тропке скалы ЛБ за каньон порога Жёлоб.
Координаты N 43*34`725 E 42*35`859, высота 1690м. Порог представляет собой узкую скальную щель на правом повороте. Может быть пройден по более высокой воде без вещей на К2 опытным экипажем со страховкой и осмотром по ЛБ. В нашу воду порог был негабаритен. Возможны два варианта обноса порога – непосредственно обнос по скале ЛБ и спуск на основной верёвке с гладкой скалы в начале основного слива порога также с ЛБ. Оба эти способа одинаково долгие и трудоёмкие. Обнос требует верёвочной страховки катамарана, чтобы избежать его срыва в ущелье Жёлоба, который мог бы повлечь за собой и падение людей. Страховали морковкой через деревья на скале. Таким образом обнесли два К2 – «Светофор» и «Коцур». Остальные суда перенесли на наклонную плиту ЛБ и стравили на основной веревке по Жёлобу, предварительно переправив 2х человек на ПБ для страховки от прижимов с помощью носовой чалки.
После Жёлоба на левом повороте продолжается негабаритное по нашей воде нагромождение камней с высоким уклоном и завалом перед скалой по ЛБ в начале правого поворота. Протяжённость препятствия 100 м. По более высокой воде среди камней возможно откроются узкие габаритные для К2 проходы. Чалка перед завалом будет крайне опасна.
После обноса-проводки Жёлоба мы провели пустые суда по ЛБ за завал, погрузили вещи, затем спуск совершался путём проводки и перечалок с ЛБ на ПБ, обусловленными подступающими к воде отвесными скалами с прижимами.
Уклон ручья ненадолго уменьшается перед третьим левым притоком, впадающим в конце длинной ровной полки по ЛБ. В нашу воду даже в этой части был непроход из-за многочисленных зубьев, в большую воду сплав здесь вполне возможен. Сразу после ручья по ЛБ скала, потребовалась перечалка на ПБ. Вдоль скалы – правый поворот, в конце которого – скала по ПБ. Высоко на скале замечена пещера - координаты N 43*34`715 E 42*36`337. Около пещеры мы были в 17:00, перекус. Во время перекуса нас накрыло крупным градом 4-5 мм.
Перед скалой ПБ – галечная отмель по нашей воде. В высокую воду должна быть затоплена. За скалой на правом повороте – разбои, зубья, в нашем случае снова проводка.
Далее – ВНИМАНИЕ! В конце правого поворота – серьёзное препятствие с большим уклоном – нагромождение камней и деревьев с узкими проходами, в нашем случае негабаритными для катамарана. По большей воде проход вдоль скалы ПБ возможно будет габаритен. Однако струя будет упираться в винтовом сливе в скалу ПБ. Также возможно откроются для сплава ворота в середине нагромождения камней, они могут быть осложнены завалом. На участке в 70 м река теряет здесь до 30 м высоты. Даже при возможном проходе по большей воде это препятствие будет иметь высшую категорию сложности, либо всё равно останется непроходимо.
Обнос и осмотр препятствия возможны по ЛБ с чалкой сразу перед началом препятствия. Обнос происходит по крупной осыпи вдоль границы воды, затем по кустарнику на полке. При обносе нами был частично расчищен поваленный кустарник. На полке возможно размещение лагеря. От полки начинается по ЛБ сносная тропа, ведущая до самой стрелки с Малкой. По прямой до стрелки остаётся 480 м. Обнеся катамараны, мы занесли вещи на стрелку с Малкой. Затем по круто падающей шивере нам пришлось провести пустые суда уже до стоянки на стрелке с Малкой. По большей воде сплав шиверы возможен, в некоторых участках он будет достигать 5 к.с. Фоновая категория сплава будет не ниже 4 к.с.
На последних метрах проводки Иваненко сорвал ноготь на большом пальце ноги. Ему была оказана необходимая медицинская помощь. Для предотвращения заражения врач Яковлева назначила Иваненко курс антибиотиков общего действия.
Стоянка на стрелке Харбаса и Малки – координаты N 43*34`720 E 42*36`707, высота 1620.

День 4 - 6 мая 2009 (среда)
Подъем в 7:00
Уровень воды снова заметно упал.
Разведку до правого поворота вдоль осыпи ЛБ произвели с вечера.
Старт в 9:15, до пор. «Первый Селевой» шли с береговым осмотром всей линии движения то по ПБ, то по ЛБ, чередуя экипажи. Характер препятствий – крутая шивера с навалом на хаотичные камни в русле. Постоянный слалом. Сложность участка сильно зависит от уровня воды. При низкой воде возможны негабариты, при высокой воде сложность препятствий возрастёт. Во время прохождения шивер, сев на очередной зуб, порвался К2 мончегорцев («Рафтмастер»). На ремонт силами экипажа ушло чуть более часа.
В шиверах могут встречаться завалы, линия прохождения часто не читается с воды, поэтому нет смысла подробно описывать каждый поворот реки. Беглый осмотр по берегу всего участка необходимв любом случае.
Перед порогом Первый селевой (начинается впадением левого притока с заметным навалом крупных розоватых камней – вынос селя) река заметно выполаживается, чалка в конце длинной отмели на ЛБ перед порогом не составляет труда. Перед порогом из воды вертикально торчат сухие стволы берёз.
Около 3 часов дня все суда зачалились на отмели ЛБ перед порогом, группа произвела осмотр порога. Первый Селевой представляет собой ряд сливов в узких воротцах сначала на левом, затем на правом поворотах. В конце порога – крутая слаломная шивера. Обнос и осмотр порога по ЛБ трудоёмки, берег является крупной осыпью с завалами из деревьев. По нашей воде порог был не габаритен из-за клыков в струе сразу после первого слива, да и проходы между камнями в сливах на грани негабарита. Шивера после порога была нагромождением камней без видимых возможностей для прохождения.
По большой воде порог можно оценить в 5-6 к.с.
Время поджимало, прохладная погода, недостаточная для таяния ледников, не менялась, соответственно, и вода расти не собиралась. Становилось ясно, что и другие пороги Средней Малки с большой вероятностью придётся обносить и проводить. Билеты на поезд 9го мая в такой ситуации не позволяли нам сплавиться по Нижней Малке (после впадение р. Хасаут воды должно стать заметно больше), так как проводки и обносы требовали очень большого количества времени. Впереди было около 15 километров предполагаемых сложных обносов и проводок до стрелки с Хасаутом, так как Средняя Малка отличается большим уклоном и слаломным характером порогов. Проводка такого участка бы заняла не менее 2-х дней. В лучшем случае нам бы удалось достичь устья р. Хасаут только к вечеру 8 мая. Не известно, успели бы мы даже при таком благоприятном случае за 9 мая подняться с водным снаряжением по непростой тропе вдоль Хасаута до турбазы «Долина нарзанов», связаться с водителем и успеть к вечернему поезду из Кисловодска. Скорее всего - нет. Требовалось объективно оценить обстановку и принять наименее рискованное решение о дальнейшем маршруте группы.
Поэтому было решено отправить 2 разведки. Первая разведка должна была спуститься по ЛБ р. Малка до порога Второй селевой и оценить количество негабаритов и возможности для сплава. Вторая разведка должна была подняться по руслу бывшего селевого потока и оценить возможности для выхода по нему на плато, по которому проходит дорога Джилысу – база «Долина Нарзанов» - Кисловодск. Каждая из групп имела рацию для связи. В лагере тоже осталась рация.
Первая группа состояла из трёх участников Гончаров, Смирнов, Друговина. В этом случае была допущена стратегическая ошибка, достаточно было отправить на разведку двоих участников. Группа произвела разведку тропы (хотя это сложно назвать тропой) до пор. Второй Селевой и сплавного участка между порогами (1 и 2 Селевыми). В порогах Крюковщина и Второй Селевой были обнаружены серьёзные негабариты, которые бы потребовали длительного и трудоёмкого обноса либо проводки. В шиверах на прогонах между порогами также было отмечено ещё несколько протяжённых негабаритов. После порога Второй селевой характер реки на видимом участке не менялся. Разведка подтвердила, что прохождение этого участка возможно только путём проводки. Также ребята рассказали, что упоминавшаяся в некоторых отчётах тропа заноса вещей по ЛБ труднопроходима и без вещей. Сплав в таков виде смысла не имел.
Вторая разведка состояла из Фёдоровой и Савкина. Только что прошёл дождь, и камни в русле селевого потока были скользкие. Разведчики вынуждены были постоянно следить за стенками ущелья, в некоторых местах сыпались камни. Места таких осыпей видны заранее – это обнажившиеся до земли крутые красные склоны. Такие места были в основном по ПБ Селевого ручья (орографически). Через полчаса после выхода разведки случилось ЧП – Савкин поскользнулся на камне и сильно ушиб коленку. Зная, что такой ушиб может повлечь за собой образование жидкости в коленной чашечке (у участника уже подобные случаи были), Савкин сказал об этом Фёдоровой, и было принято решение, что ему необходимо спуститься в лагерь. Спускаться одному Дмитрию было опасно. Поэтому руководитель Фёдорова связалась по рации с лагерем и потребовала выслать 2-х участников за Дмитрием. Сама же Фёдорова продолжила разведку ручья, так как до темноты оставалось уже немного времени. Характер ручья сильно не менялся, в некоторых местах русло преграждали огромные булдыганы – куски скал, стащенные селем, иногда уклон заметно возрастал, но всё было проходимо без верёвочной страховки. Постепенно по ЛБ (орографически) стали показываться травянистые кулуары, судя по карте, по одному из них был возможен выход на плато. Однако, понимая, что разведка кулуаров займёт много времени, и спускаться придётся в темноте, Фёдорова не стала подниматься по кулуарам, а решила возвращаться в лагерь. Спуск в одиночку в сумерках или в темноте по скользким осыпям с угрозой обвалов был бы непростительной выходкой и сумасбродством. Савкина Фёдорова подобрала на обратном пути в том же месте, где и оставила, вместе они спустились в лагерь за полчаса до наступления сумерек.
Понятно, что возникает вопрос, почему никто не пришёл из лагеря за Дмитрием? Тут как раз сыграла роль допущенная ошибка, что в разведку вниз по р. Малка отправилось трое участников. Оставшиеся в лагере участники не все могли идти на помощь другу по объективным причинам: Иваненко из-за сорванного на проводке ногтя, Романов и Балакин из-за общего физического состояния, заместитель руководителя Николай Фёдоров, стёрший на постоянных проводках неопреном пах, должен был оставаться в лагере за старшего и на связи, так как рации разведок в лагерь доставали, а между друг другом у разведчиков связи не было. Фёдоров Роман не хотел идти один, чтобы не увеличить количество ЧП. Конечно, в данной ситуации Смирнов или Друговина, ушедшие в разведку Малки, как раз бы и решили весь вопрос. Ошибкой ребят было то, что в помощь Фёдорову Роману не была привлечена Яковлева, ведь ушиб Савкина не означал, что его нужно нести на руках, и информация об этом была передана в лагерь Фёдоровой. К сожалению, в данной ситуации сказалась нерешительность и недостаточно высокая дисциплина участников.
После возвращения обоих разведок, несмотря на возражения отдельных участников, жаждавших сплава и, видимо, в тайне надеявшихся, что вода поднимется, хотя признаков изменения погоды не было, было принято решение на следующий день начать выход на плато к дороге. Для этого в первую ходку решили совершить занос катамаранов, оставив лагерь с Балакиным на полке ЛБ перед порогом Первый Селевой.
Перед ужином произвели антистапель судов.
Стоянка в данном месте находится на узкой полке под отвесной скалой. Вечером после дождя со скалы начали сыпаться отдельные камни. Камни не достигали полки, но на всякий случай две палатки, стоявшие ближе всего к возможной зоне досягаемости случайного камня, отнесли на другой конец полки ближе к реке.

День 5 - 7 мая 2009 (четверг)
Подъем в 7:00
В лагере оставлен Сергей Балакин, как самый старший и со старой травмой ноги. Оставлена рация и назначено время связи.
Состояние колена Савкина и ногтя Иваненко позволили участникам присоединиться к подъёму сплавного снаряжения на плато.
Группа вышла с катамаранами и дюралевыми рамами в 9:30, за два часа был преодолен разведанный с вечера участок. Тропы нет, приходилось двигаться по руслу селевого потока, постоянно пересекая его. Ручей мелкий, по нашей воде была возможность обойти по краям, не замочив вибрамы. В русле завалы деревьев, стволы лежат посреди ручья. Завалы и отдельные очень большие глыбы камней сильно тормозили группу.
Участки с угрозой обвалов проходили по одному, старались сильно не шуметь.
Набор высоты неравномерный, характер осыпи разнообразный, участки основного набора высоты состоят из нагромождения огромных валунов.
Через 1 км 200 м (данные GPS по прямой) подошли к кулуару, который был наиболее удобен на первый взгляд для выхода из ущелья ручья. Русло же ручья как раз упиралось в водопад. Эта часть уже не была разведана накануне Фёдоровой. Поэтому решили послать 2 разведки налегке:
Четвёрка в составе Фёдоров Николай, Фёдоров Роман, Друговина и Романов с основной веревкой поднялись слева от водопада и увидели 2й и 3й водопад, через 500 метров решили, пройдя по кулуару, попробовать выйти на плато. Для этого Фёдоров Роман поднялся по травянистому склону крутизной до 30 градусов около 150 м и увидел, что это был лишь гребень, с которого внизу был виден еще один приток, отделявший гребень от основного плато. После этого разведчики получили сигнал от второй группы, что выход на плато по кулуару, который они разведывали, возможен, и стали возвращаться.
В это время вторая группа разведчиков поднималась по травянистому кулуару, названному нами кулуар Надежда, крутизной 30 – 35 градусов с отдельными осыпями. Наверху открылось несколько кажущихся проходов между скальными выходами, только второй слева действительно выводил на плато. На плато из-за облачности видимость была плохой, но разведчики обнаружили колею от машины, которая вела в нужную сторону. Это окончательно подтвердило целесообразность именно этого выхода.
Во время подъема по ручью Первый селевой было найдено 2 гильзы, на плато и в кулуаре явно заметны следы копытных животных.
Обе группы разведки вернулись к водопаду, после чего вся группа с вещами поднялась по кулуару на плато. Катамараны оставили на выходе на плато и спустились в лагерь в 17:30, итого 9 часов, общий набор высоты до края плато 650 метров.
Изучив карты, нашли источник на плато неподалёку от выхода на дорогу, куда на следующий день было необходимо перенести лагерь.

День 6 - 8 мая 2009 (пятница)
Подъем в 6:30
Сбор лагеря, выход в 9:15, были у кулуара в 10:30. Первые вышли на плато в 11:45. Часть группы перепаковала вещи, чтоб перенести все в одну ходку (Фёдорова, Фёдоровы Роман и Николай, Яковлева, Смирнова, Гончаров, Балакин, Смирнов, Друговина). Вторая часть группы в составе Савкина, Романова, Иваненко решила нести снаряжение в две ходки. От кулуара Надежда до дороги 2,5 км по прямой, в сторону дороги ведет явная автомобильная колея, которая выводит на высотку 2140м, с неё виден первый ориентир – летник, с которого начинается подъем на г. Харбас 2398 м (сверху тригопункт), справа г. Джугутюрлютюбе 2394,9 м. Ниже летника в распадке есть родник (слева от дороги, если идти от кулуара). Схема указана на фото выше.
Первая часть группы, нёсшая вещи в одну ходку, окончательно прибыла на место лагеря в 15:00, последние участники были в лагере в 18:30. Лагерь было решено расположить прямо у дороги напротив горы Харбас, так как количество снежных мостов и вытекающих из них достаточно чистых ручейков позволяло не привязываться к роднику.
Около тригопункта на г. Харбас ловит местный Мегафон, никакие другие операторы сотовой связи там не работают. Качество связи было хорошим, но поймать эту связь долго не удавалось. Из мобильных телефонов всей группы связь поймал только один!
Удалось созвониться с водителем Русланом, объяснить, где мы находимся, и договориться о выброске на утро 9го мая в Кисловодск.
Вечер 8го мая подарил нашей группе незабываемые впечатления – облака рассеялись, и стал виден Эльбрус во всей его красе. Мы полюбовались на Эльбрус при дневном освещении, на закате и на рассвете. Также с плато открылась великолепная панорама гор с выступающим плато Кинжал. А ночью вышла луна и осветила горы из облаков под нашими ногами. Это было настоящей наградой за все предыдущие выходки природы с водой!

День 7 - 9 мая 2009 (суббота)
Собрали лагерь, любуясь на Эльбрус. Готовили 8го и утром 9го на газовой горелке Kovea, тип BaseCampI. Горелка позволяла за 1 раз приготовить полноценную еду на 12 человек.
До Кисловодска добрались на машине за 3 часа. В Кисловодске часть группы посетила баню, также навестили базар. Осмотрели обе нарзанные галереи. 9го Мая город выглядел празднично, были гуляния, много милиции, но это не помешало провезти двоих в открытом кузове УАЗа «буханки» под видом рюкзаков. Позвонили в ПСО, сняли учётную запись группы. Сообщили, что группа водников, шедшая впереди нас на 1 день по тому же маршруту, которая должна была 9го мая тоже сниматься, не вышла на связь с водителем (их тоже должен был забирать Руслан). Объяснили дежурному в ПСО, что на реке мало воды, и ребята, пошедшие в проводку Среднюю Малку (на стоянке ниже Первого селевого разведка нашла их записку), скорее всего застряли на проводке. Так потом и оказалось, ребята опоздали на 2 дня. Вечером благополучно вся группа отбыла поездом в Москву, откуда все уже разъезжались по своим городам.




Популярные регионы

Популярные статьи

Популярные виды отдыха


Индекс цитирования