Поход по рекам Большой Зеленчук - Уллукам - Кубань

  • Федорова М.

День 1 - 1 мая (вторник)
В 5:48 прибыли на вокзал в Невинномысск. Местные полицейские не преминули поинтересоваться, по каким рекам мы едем сплавляться. Погрузили рюкзаки на верхний багажник Мерседеса и выехали в сторону Архыза. В столь раннее время все продукты ещё закрыты. Единственный удобный магазин по дороге – «Магнит» в пгт. Зеленчук. До 11:00 никакое спиртное не продают.
В 9:45 приехали в Нижний Архыз, где остановились, чтобы перекусить и осмотреть фреску с ликом Христа на скале, к которой ведёт длинная лестница от входа в действующий храм, и старинные не действующие аланские храмы. Въезд на территорию, где расположены храмы, перекрыт шлагбаумом, так как оттуда же начинается дорога на обсерваторию. Для проезда на территорию необходимо предоставить список группы с именами и паспортными данными, а так же дать 200 р. с группы товарищу полицейскому. Официальная плата за посещение – 100 р. с человека. У входа на цепи сидит огромный гриф Гоша. Сами храмы расположены на живописной полке правого берега в обрамлении зелёных предгорий. Осмотр двух храмов занял около 1,5 часов.
В 12:30 выехали вверх по Зеленчуку. В районе Косасоской балки присмотрели поляну для антистапеля – тут разбирается большинство групп, так как далее на реке – разбои с завалами.
В посёлке Архыз сделали короткую остановку, чтобы купить местную SIM-карту (в сиреневом магазинчике прямо у шоссе на торговой площади.
В 13:30 прибыли на место стапеля, где уже стояло несколько лагерей других групп. Дрова есть, полян и костровищ много. Сюда также приезжают отдыхать и местные жители.
Это место называется Архызская поляна, здесь раньше было городище, остатки стен которого можно увидеть до сих пор. На поляне есть источник, раньше над источником был храм. Отправили Лубова Александра и Эгель Ольгу поставить группу на учёт в КЧ ПСО, расположенный на берегу р. Псыш в районе Солнечной поляны.

День 2 - 2 мая (среда)
Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30. Традиционная зарядка.
Выход на воду в 10:15, вещи отправлены на машине.
Река представляет собой непрерывную шиверу с видимым уклоном. Чалки напряжённые. Шивера «Архыз», пороги «Галактика» и «Порожек» совершенно не выделяются на фоне при высоком уровне воды. Ориентиры типа «разделение на три протоки» также довольно бесполезны, так как по большой воде протоки затоплены и разделений нет.
В 10:30 прошли мост в посёлке Архыз. До 11:40 шли с периодическими чалками для страховки НБ «Каньон» и сбора группы. Связь осуществляли по рациям.
В 11:40 прошли сходу «1-ый Взрывной», так как ориентиры в лоциях были крайне сомнительны, а предыдущие пороги мы не вычленили. На самом деле ориентир порога – серый треугольный камень около правого берега, который видно издалека. Чалка для осмотра возможна к ЛБ.
Решили, что прошли «Галактику», поэтому в 11:50 также сходу влетели во «2ой Взрывной», изначально приняв его за «Порожек». Уже на входе в порог осознали, что тех, кто составлял лоции мало убить, потому что увидели приток по правому берегу, который является ориентиром именно «2го Взрывного». Поняли, что «Галактика» и «Порожек» - это мистические препятствия, которых не существует.
«2ой Взрывной» стоит осмотреть по левому берегу, так как порог представляет собой достаточно напряжённый слалом между зубьями, по нашей воде частично залитыми, за счёт чего образовались сливы и навалы.
После порога чалка к левому берегу к осыпи из колотых камней от дороги. Отсюда стоит начинать осмотр «Пушки», так как дальше чалок по большой воде нет. Во многих лоциях ориентиром «Пушки» назван приток по левому берегу, но он впадает уже в самом пороге. Осмотр не сложен – по дороге левого берега. Чалка за порогом к бетонной лестнице на левом берегу. Здесь же есть поляна для лагеря. По большой воде «Пушка» - это мощная шивера со сливами и глубокими бочками.
За порогом у лестницы мы выставили страховку спас. концом и операторов, прошёл экипаж К4 «Сварог» и встал на страховку. Затем по очереди прошли остальные экипажи катамаранов. Константин Лопатин на «Каньоне» стартовал в порог тандемом с экипажем «МКТ», но, оценив мощь бочек уже в заходной шивере, сумел причалить к левому берегу и обнести порог.
Пообедав, решили, что вторую ступень «Пушки» и порог «3ий Взрывной» пойдём без осмотра. Вторую ступень «Пушки», расположенную после бетонной лестницы как порог не оценили вообще. «3ий Взрывной» оказался чередой мощных бочек, так что К4 «МКТ» зачалился в выходной шивере порога, чтобы подстраховать «Каньон». Ориентир порога – жёлтый газопровод. Осмотр по левому берегу. В выходной шивере порога с левого берега завал, а с правого у нас лежала свежая расчёска, которую невидно из-за поворота. Катамараны преодолели ворота без проблем, а вот «Каньон» влетел в расчёску и повис на ней. Константину удалось самосплавом с веслом уйти из-под сосны и вылезти на отмель левого берега, куда уже зачалился экипаж «МКТ». Остальные экипажи, которые не видели происшествия, к этому времени стояли на чалке у моста в 300 – 400 м ниже. Константин по левому берегу прошёл к группе, чтобы, перейдя на правый берег по мосту, силами нескольких человек снять лодку с расчески. Снимал лодку с дерева инструктор Николай Федоров, которого морковкой страховали Михаил Пак, Константин Лопатин и Александр Ефимов. Пришлось отрезать обвязку лодки и в нескольких местах разрезать шнур морковки, которая намертво запуталась в завале. Лодка ушла на струю, где её поймал экипаж «МКТ», вытащив на галечный остров. Правая протока мелкая и узкая, образуется только при высоком уровне воды. Через протоку экипаж «МКТ» помог переправиться Константину, который уже самостоятельно добрался до чалки под мостом, где его страховал экипаж К4 «Сварог».
До порога «4ый Взрывной» от моста около 400 м, поэтому осуществили ещё одну перечалку. Порог осмотрели, выставили операторов. Первым прошёл К4 «Сварог» и зачалился в суводь левого берега. Порог прошли все экипажи, кто-то слева от зуба, разделяющего вход в порог, кто-то справа. Линия движения зависит от уровня воды, поэтому порог необходимо осмотреть.
Далее в лоциях было указано, что порог «Косой» особенной сложностью не отличается, поэтому решили идти его сходу. Это было неверное решение. Порог оказался самым сложным на всей реке. На входе в порог две косые бочки, затем огромный зуб со сливом и бочкой, которая выкидывает влево, где проход запирает скальная глыба с опасным навалом на неё.
Ориентиры сомнительны. После порога впадает ручей по ЛБ Касасосская балка. На высоком ЛБ над порогом – стоянки, тут многие группы антистапелятся. По ПБ – скала, но уже в самом пороге. Порог удачно проскочили К4 «Сварог» и К2 «Сварожич», К4 «Пингвин» прижался к камням левого берега уже за глыбой, что по-своему оказалось весьма удачно, так как в сливе у зуба перевернулся «Каньон», который «Пингвин» тут же поймал и зачалил вместе с Константином на левый берег. Весло поймал К2 «Сварожич». К4 «МКТ» не сумел выправиться после второй косой бочки и налетел на зуб со сливом, с трудом удержав крен, снялся с него и кормой вписался в глыбу у левого берега. Катамаран немедленно начало килять через правый баллон, но капитан и правый носовой с удивительной скоростью вылезли на левый баллон, что позволило избежать переворота. При этом ушло весло капитана. Снявшись с глыбы, катамаран так же кормой обогнул её слева, присел на ещё один камень, но к этому моменту кормовые уже срезали запаску, и экипаж вернул катамаран на чистую струю и поймал собственное весло.
Пока «Пингвин» в суводи левого берега чалил Константина и его «Каньон», к воде сбежал наш водитель, который уже успел услышать о наших приключениях с деревом и теперь искал нас по всему нижнему течению реки. Константин погрузил свою байдарку на машину, а остальные экипажи в это время нашли стоянку ниже по течению в районе Богословской балки на территории турбазы «Нарт» на левом берегу. Туда же к 18:30 перечалился К4 «Пингвин» и подъехал водитель с Константином. В этом месте на реке начинаются разбои, в протоках могут быть завалы. Хозяин базы попросил 600 р. со всей группы за стоянку, на что мы с радостью согласились, так как это давало нам возможность спокойно отдыхать на охраняемой территории без мусора. Дрова нашли на галечной отмели у впадения Богословской балки, воду также брали из этого притока.

День 3 - 3 мая (четверг)
К 10:05 погрузили рюкзаки и сдутые суда поверх них на крышу машины и выехали на Кубань. По дороге осмотрели «Жёлоб». Доехали до моста через Уллу-Кам и решили, что воды пока ещё не достаточно для четвёрок. Вернулись на поляну левого берега около моста, ведущего к шахтам Эльбрусского. Теперь мост перегорожен шлагбаумом, на территории шахт держат скот. Осмотреть шахты можно, но встать на их территории не получится, даже не из-за хозяев, которые не против туристов, а из-за скота, гуляющего по всей территории с соответствующими последствиями.
Надули катамараны, осмотрели шахты, нашли свою запись 2007 года, прибавили к ней 2012.

День 4 - 4 мая (пятница)
Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30. Выход в 10:05.
Под мостом, ведущим к шахтам, узко. Далее довольно мощная шивера в скальных стенках со слаломом между крупными зубьями. У впадения правого притока Худес короткая шивера с большими валами. За ней сломанный мост, прижим к центральной опоре, проход справа вдоль галечной отмели. До впадения правого притока Джалан-Кол мощная шивера с зубьями и бочками, продолжающаяся до красного моста, где дорога переходит с одного берега на другой. Чуть выше моста и сразу за мостом на левом берегу есть хорошие стоянки.
За мостом Константин понял, что очень сильно тормозит катамараны, которые идут на скорости, в отличие от надувной байдарки, поэтому решил до каньона «Аман-Хит» доехать на машине. Кубань по сравнению с Зеленчуком оказалась слишком мощной для лодочки. Около 10:30 вызвали по рации водителя и сняли «Каньон».
До моста перед впадением левого притока Даут продолжается мощная шивера с зубьями и отдельными бочками. Перед мостом чалка вправо к устью ручья Аминкол. Осмотр «Даутской» шиверы прямо с моста. Шиверу осмотреть стоит, так как линия движения в нагромождении обливняков сильно зависит от уровня воды. Шиверу все экипаж преодолели без проблем. За шиверой чалка к левому берегу.
Далее до впадения правого притока Индыш, в районе которого на берегу расположены домики, обычный кубанский фон – непрерывная шивера. Вдоль Индыша можно по правому берегу подняться 3 км к нарзану по грунтовой дороге. Здесь же на Кубани расположены так называемые «1-ый и 2ой Взрывные» пороги. Между порогами расстояние около 500 м. Это локальное увеличение уклона с несколькими огромными зубьями в струе. Можно пройти сходу либо осмотреть по правому берегу.
За вторым порогом пришлось чалиться к отмели левого берега и вызывать водителя с топором, так как у «Пингвина» от износа лопнула муфта на поперечине. Вырубили новую, заодно осмотрели живописные развалины на склоне горы. Ориентир развалин – огромная галечная отмель по левому берегу, после впадения ручья Отлукол по правому берегу.
К 14:00 уже без особых приключений добрались до «Аман-Хита». После «Взрывных» на реке мощные перекаты с отдельными бочками и зубьями. Перед каньоном реку разделяет галечный остров, правая протока мелкая и узкая, на правом берегу видны большие поляны на широких полках, а впереди сильное сужение бортов долины. В этом месте мы поставили лагерь, пообедали и отправились на осмотр каньона по дороге правого берега. С дороги каньон не видно, пришлось спускаться по крутой мелкой осыпи, заросшей кустами и пробираться вдоль кромки воды, пока после окончания первой ступени путь не преградил большой скальный выступ. Здесь снова пришлось подняться наверх, а затем спуститься для осмотра второй ступени. Осмотр оказался физически крайне тяжелым и занял 1,5 часа. Ключевое место каньона представляет собой напряжённый слалом между огромными скальными обломками, сливы и бочки. В 16:30 вернулись на стоянку и сформировали 3 экипажа для прохождения препятствия с вечера. Первым прошёл «МКТ» в составе Федоров, Федорова, Бардась, Степанская. Пойдя первую ступень, экипаж зачалился в суводь за скальным выступом для страховки К4 «Сварог» и К2 «Сварожич». К2 «Сварожич» прошёл в составе Тарадай, Лопатин, К4 «Сварог» в составе Лубов, Закиров, Пак, Кононов.
Катамараны зачалили у сломанного моста в 500 метрах от выхода из каньона, откуда на машине суда были доставлены в лагерь.

День 5 - 5 мая (суббота)
Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30. Выход в 10:10. Через каньон провели катамараны сборными экипажами. К4 «МКТ»: Федоров, Федорова, Бардась, Лопатин, К4 «Пингвин»: Федоров, Степанская, Ефимов, Лопатин, К4 «Сварог» и К2 «Сварожич» своими экипажами. Затем К2 «Сварожич» вернули на стоянку, чтобы прошёл экипаж Тарадай, Бардась.
Под сломанным мостом группа собралась в 11:30. Пошли походной колонной, на этот раз с «Каньоном». На реке в основном мощные перекаты, затем в районе электрической подстанции на правом берегу выделяется мощная шивера с большим падением и навалом влево на крутом правом повороте. Зачалились, чтобы подстраховать «Каньон», который Константин ловко провёл по канализации вдоль правого берега. Шиверу назвали «Степань Табанская».
Дальше по берегам начинается посёлок, шиверы усложняются, по правому берегу видны 2 кирпичные и одна железная труба, а у левого берега, загороженного многочисленными загонами для скота, стоит огромный камень. Чалка за камень для осмотра порога «1-ый Каменномостский». Осмотрев порог, Константин решил, что для «Каньона» - это слишком серьёзное препятствие, поэтому перечалился на правый берег, где его забрал водитель. В пороге на входе огромный зуб, который по большой воде не видно с наплыва, далее сливы с мощными бочками и навалом на скальную стенку правого берега. Весь порог расположен в скальной узости, имеет значительное падение.
Первый экипаж К4 «Сварог» страховали из суводи левого берега спас. концом. К4 «Сварог» прошёл слева от зуба, врезался носами в скалу правого берега и телемарком вышел из порога на страховку. Затем пошёл К4 «Пингвин», который стал обходить зуб справа, но не справился с навалом на скалы правого берега и перевернулся. Носовой Александр Ефимов ушёл самосплавом, был пойман экипажем «Сварога» и доставлен на левый берег, а перевернутое судно с остальными членами экипажа село на камни в середине реки на выходе из порога. Пришлось вычаливать «Пингвин» с помощью морковки, а затем проводить вдоль скал левого берега до хорошей суводи. Результат оверкиля - порванная сидушка на корме и разорванная тонкая герма. Сразу за «Пингвином» шёл К2 «Сварожич», экипаж которого успел оценить силу навала и прошёл порог благополучно. К4 «МКТ» прошел в составе: Федорова, Закиров, Бардась, Пак слева от зуба.
До «Жёлоба» остаётся около 700 метров шиверы, чалка к левому берегу к песчаному пляжику, скрытому за скальными выступами, перед самым в порог. После всех приключений, учитывая уже позднее время, решили, что «Жёлоб» не пойдём. К тому же вода поднялась, и навал на затычку стал ещё более сильным, а габарит не улучшился.
На «МКТ», видимо от износа, сломалась поперечина, так как на камни не садились. Перекусили, сдули катамараны, быстро переоделись и поехали в Хурзук. За посёлок заехали на 1 километр, в 20:00 нашли грязную поляну. Как потом выяснилось, до более хороших полян не доехали 1,5- 2 км. По дороге оценили, что вода сильно выросла.

День 6 - 6 мая (воскресенье)
Утром группу разбудил крик муэдзина, призывающего к намазу. День начался с ремонта – пришлось делать новую поперечину на «МКТ» и зашивать сидушки «Пигвина». К тому же вдруг начали травить надувные элементы двух сидушек – на «МКТ» и на «Свароге».
Несмотря на ремонт, вышли в 11:20. Сразу после стоянки низкий мост, обнос по правому берегу 20 м. Река входит в посёлок, вдоль правого берега тянется бетонная стенка, в конце которой виден бетонный мост, за ним начинается первый сложный участок каскада. После участка возможна чалка к правому берегу перед вторым бетонным мостом. Далее каскад непрерывно тянется до самого слива плотины в посёлке Учкулан.
Каскад представляет собой непрерывную крутопадающую шиверу со сливами с обливняков и узкими воротами. Осматривать его, в общем-то, бесполезно. Если технический уровень группы не позволяет идти подобные препятствия сходу, то лучше его просто не идти. В конце напряженного 5 километрового участка река разделяется на две протоки – проход в правую, чалка к галечной отмели перед самым сливом бетонной плотины с арматурой. Обнос плотины по правому берегу 70 м. Старт за плотиной с галечной отмели. До стрелки притоков, откуда начинается Кубань, продолжается мощная шивера с обливняками – около 500 метров.
На плотине пообедали, Константин по Кубани решил уже не сплавляться, так как уровень воды сильно вырос и все «мелководные» по лоциям перекаты превратились в мощные шиверы с высокими валами, отдельными зубьями и бочками.
В посёлке Карт-Джурт очень низкий мост, который придётся обносить, если уровень воды ещё вырастет. К 16:00 группа зачалилась на знакомой поляне перед шахтами. После такого напряжённого сплава некоторые участники сильно устали, поэтому было решено остаться на ночёвку на этой стоянке.
Некоторые члены группы поднялись на борт правого берега, чтобы сфотографировать панораму окрестностей.
Оставшиеся пекли оладьи и сходили в посёлок Эльбрусский за хычинами, которые продавщица испекла прямо в их присутствии. Нужно учитывать, что она несколько плохо понимает по-русски, хотя и говорит четко и внятно.

День 7 - 7 мая (понедельник)
Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30. Выход в 9:50. Уровень воды ещё вырос, многие даже крупные зубья залило. Валы стали мощными, появились серьёзные бочки. Все препятствия до каньона «Аман-Хит» шли сходу, Константин ехал на машине и фотографировал ключевые участки. Струя стала намного мощнее, но количество манёвров заметно уменьшилось. Примерно в 3х километрах выше каньона «Аман-Хит» К4 «Пингвин» умудрился влететь в огромную бочку, которая его задержала и попыталась положить через нос. Благодаря действиям экипажа, судно из бочки вышло, но порвалось переднее ушко крепления рамы, поэтому пришлось чалиться для небольших ремонтных работ, продолжавшихся с 11:05 до 11:40. К 12:00 вся группа собралась на поляне перед каньоном «Аман-Хит» До 14:00 организовали прохождение каньона сборными экипажами. Всего прошло 4 экипажа. Затем, наскоро перекусив, занялись постановкой лагеря, просушкой и антистапелем судов, а также мелкими ремонтными работами. Все это удалось закончить до дождя.
Надо отметить, что все дни стояла жаркая солнечная погода, немного похолодало только к 6 мая. Дожди были в основном кратковременные.

День 8 - 8 мая (вторник)
Выехали в Невинномысск уже в 9:30. В 13:40 проводили Константина Лопатина, который уехал в Воронеж, затем заехали в магазин «Магнит» за продуктами, попрощались с Ольгой Степанской, которая ушла обратно на вокзал, чтобы сесть на поезд до Минеральных вод. После этого остальная часть группы помылась в бане, расположенной напротив «Магнита». Баня нам не понравилась – сауны довольно холодные и крохотные, душевая одна, температура воды в ней фактически не регулируется. Зато много бессмысленных огромных помещений. Единственный плюс – всем дали простыни и тапочки.
В 17:25 с трудом погрузились в поезд, так как посадка оказалась с низкой платформы, а вещей у нас было неприлично много. К тому же стоянка поезда оказалась очень короткой. Вещи нам уже помогали закидывать в тамбур какие-то пассажиры и провожающие. Багажные квитанции мы купить не успели, поэтому был сложный разговор с проводником и с начальником поезда, итогом которого стали лотерейные билеты РЖД по количеству участников группы.




Популярные регионы

Популярные статьи

Популярные виды отдыха


Индекс цитирования